Открытый урок по теме "Правильные многогранники"

Учительский портал
Фрагменты урока с применением ИКТ

Ответы учащихся с помощью ДОКУМЕНТ КАМЕРЫ
















Тема: «Правильные многогранники»
  Цель: ознакомление учащихся с правильными многогранниками, их характеристиками
Задачи:
  1. Обучающие:
  • Ввести понятие правильного многогранника.
  • Рассмотреть свойства правильных многогранников.
  1. Развивающие:
  • Формирование пространственных представлений учащихся.
  • Формирование умения обобщать, систематизировать, видеть закономерности.
  • Развитие монологической речи учащихся.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание эстетического чувства.
  • Воспитание умения слушать.
  • Формирование интереса к предмету.

Оборудование:
*       экран, проектор, компьютеры; документ-камера, доступ к Интернету
*       раздаточный материал: листы с заданиями, карты самооценки.
Готовый продукт: Пособие по теме «Платоновы тела»
В ходе урока  вам предоставляется шанс по-новому взглянуть на геометрию,  рассмотреть её с точки зрения архитектуры, искусства, природы, гармонии. Посвятим наш урок теме, которую вы озвучите после выполнения первого задания по группам.
Этап 1 Введение.
Цель: изучить и закрепить все понятия и определения темы «Правильные многогранники».
У меня на столе фигура, которую вы знаете (тетраэдр). Что вы можете о ней сказать: Тетра́эдр (греч. τετραεδρον — четырёхгранник) — простейший многогранник, гранями которого являются четыре треугольника. У тетраэдра 4 грани, 4 вершины и 6 рёбер.
Возьмите  модели многогранников и опишите их последовательно один за другим  по плану:
Лист  №1
  1. Определение.
  2. Название.
  3. Из каких многоугольников составлен.
  4. Сколько граней, ребер, вершин имеет этот многогранник?
  5. Перечислите элементы симметрии вашего многогранника.
 Для выполнения работы используйте ссылки в интернете на источники
Заслушиваем выступление групп.
Как вы думаете,   чему будет посвящен наш урок
Ответ учеников: правильные многогранники, Платоновы тела.
Да, тема нашего урока: Платоновы тела или  правильные многоранники.
Всего существует пять правильных многогранников.
Тетраэдр – правильный многогранник, составленный из 4 равносторонних треугольников.
Гексаэдр, или куб, – правильный многогранник, составленный из 6 квадратов.
Октаэдр – правильный многогранник, составленный из 8 равносторонних треугольников
Додекаэдр – правильный многогранник, составленный из 12 правильных пятиугольников.
Икосаэдр – правильный многогранник, составленный из 20 правильных треугольников.
История правильных многогранников уходит в глубокую древность. Правильными многогранниками увлекались Пифагор и его ученики. Их поражала красота, совершенство, гармония этих фигур. Пифагорейцы считали правильные многогранники божественными фигурами и использовали в своих философских сочинениях. Позже учение пифагорейцев о правильных многогранниках изложил в своих трудах другой древнегреческий ученый, философ - идеалист Платон. С тех пор правильные многогранники стали называться Платоновыми телами.

Этап   II. Исторический.

Цель: Организовать поиск,  сбор и изучение  информации о правильных  многогранниках

На сайтах сети Интернет (можете воспользоваться указанными в приложении) мы предлагаем вам познакомиться   с историей правильных многогранников. Для этого перейдите по предложенным ссылкам на статьи об истории многогранников, познакомьтесь с науками, в которые «сумел пробраться этот малочисленный отряд». После чего попробуйте ответить на вопросы.
Помните, что «краткость – сестра таланта». Ответы старайтесь давать полными, но краткими.
У Каждой группы лежит лист №2, на котором  записан вопрос и памятка

Поиск информации:
 Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:
- подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме;
- составить список используемых поисковых систем и каталогов;
- составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме.
Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме.
В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, совсем не относящиеся к теме.  Постарайтесь игнорировать их.
Задания группам
1.      Что олицетворяли правильные многогранники в концепции Платона об устройстве мироздания?
Вопрос 2.
В V век до новой эры Пифагор сделал вывод о сферичности Земли и о ее движении по сфере. Какое понятие лежало в основе этого утверждения?

Вопрос 3.
В настоящее время выдвинуто предположение о том, что четырем геологическим эрам Земли соответствуют четыре силовых каркаса правильных Платоновских тел. Назовите эры и многогранники, им соответствующие.
Вопрос 4
4.Л.Кэрролл сказал: «Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук». С какими науками связало нас изучение правильных многогранников? Приведите один пример по каждой из названных наук.

Оцените свою работу на втором этапе:
1.вопросы показались  а) трудноыми;  б)средней сложности;   в)легкими.
2.Исторические факты :
  а)интересны, увлекательны; б)нам все равно; в)ваш(другой) ответ.
 3.Если ответили не на все вопросы викторины, то почему?
а)не нашли нужной литературы;   б)не успели;      в)не смогли; г)ваш (другой) ответ.

Этап III. Исследовательский.

Цель: провести исследование о наличии симметрии в природе. Обобщить свои исследования
«Идею симметрии подсказывает сама природа». Попробуйте доказать или опровергнуть эти слова.
Для начала повторите тему «Симметрия в пространстве» главы «Многогранники». Обратите внимание на  основные виды симметрии, их определение.
После этого можно приступать к исследованию.
               Исследование проведите по плану: Лист №3
  1. Возьмите для исследования объекты: овощ, фрукт, гриб, лист дерева, дерево, снежинку, птицу. Чтобы лучше рассмотреть детали некоторых объектов, приготовьте лупу.
  2. Обладают ли выбранные объекты симметрией? Если – нет, то почему? Если -  да, то какой? Почему вы так решили?
  3. Добавьте и исследуйте свой объект.
  4. Исследование запишите в таблицу по форме:

Объект
Вид симметрии
Опишите, в чем вы видите сходство частей симметрии, в чем – различие.
1.Гриб
 И т.д.



Оцените свою работу на третьем этапе:
1.Исследование показалось  а) трудным;  б)средней сложности;   в)легким.
2.Работать было :
  а)интересно, увлекательно; б)нам все равно; в)ваш(другой) ответ.
 3.Если выполнили не все задания исследования, то почему?
а)не нашли нужной литературы;   б)не успели;      в)не смогли; г)ваш (другой) ответ
Общие выводы:
1. Симметрична ли общая форма всех выбранных объектов?
Общая форма всех выбранных природных объектов симметрична. Симметрия наблюдается и у растений, и у животных, и у кристаллов. Многие из объектов обладают несколькими видами симметрии.

2. Есть ли точное сходство в деталях?
Точного, или математического, сходства в деталях у исследуемых объектов не наблюдается. Симметрия объектов не абсолютна и содержит некоторую степень асимметрии. Нарушения симметрии проявляются в размере, расположении, окраске и строении отдельных частей исследуемых объектов.

3. Сделайте вывод о наличии симметрии в природе.
Симметрия присутствует в объектах живой и неживой природы, но она не абсолютна, то есть содержит некоторую степень асимметрии.
В природе наиболее распространены два вида симметрии – лучевая (радиальная, осевая) и зеркальная (билатеральная).
Центральная симметрия наиболее характерна для цветов и плодов растений. Весь цветок обладает центральной симметрией, если количество лепестков у него четное. В случае нечетного количества лепестков цветок обладает только лучевой (осевой) симметрией.
У растений зеркальную (билатеральную) симметрию имеет не весь организм, а его отдельные части – листья или цветки.
Активно передвигающиеся животные обладают зеркальной (билатеральной) симметрией. Для них свойственно симметричное расположение парных органов, что помогает им сохранять равновесие при передвижении, а значит добывать пищу. Нарушение билатеральной симметрии привело бы к превращению поступательного движения в круговое.
В целом можно сформулировать общий закон, проявляющийся в природе. Все, что растет или движется по вертикали, то есть вверх или вниз относительно земной поверхности подчиняется лучевой (осевой) симметрии. Все, что растет и движется горизонтально или наклонно по отношению к земной поверхности подчиняется зеркальной (билатеральной) симметрии.

Симметрия в живой природе передается генетически из поколения в поколение.

           Вы славно потрудились?! Давайте же подведем итог работы на уроке и ответим на вопрос: действительно ли мир существует по правилам многогранников?
Да рассмотрев теоретические источники, выполнив практическую работу,  мы убедились, что мир существует по правилам многогранников
Контроль знаний: Интерактивный тест
Рефлексия.




Поиск информации в интернете.

















Защита исследовательской работы "Симметрию подсказала сама природа"

















Выполнение интерактивного теста

















Итоговый "продукт" урока "Пособие по теме "Платоновы тела""




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мой кабинет

Мой  кабинет

Эмблема школы

Эмблема школы